Коммерсант: У Минфина очистились аудиторы

Реформа рынка аудита неожиданно дала побочные эффекты. С сайта Минфина исчезла информации о нарушениях тех игроков, кто в течение 2016 года поменял саморегулируемую организацию (СРО), а таких участников рынка было немало. В итоге эти аудиторы получили неожиданное преимущество при участии в тендерах за счет «очищения» своей репутации.

С 1 января 2017 года аудиторская СРО должно иметь не менее 2 тыс. членов (ранее — не менее 500). В итоге в 2016 году пять аудиторских СРО объединились в две, аудиторы активно переходили из одной СРО в другую. Компаниям, сменившим саморегулируемую организацию, присваивался новый номер, где вторая и третья цифры указывали на год вступления в СРО. По каждой организации на сайте Минфина приводятся общие сведения, информация об органах управления, информация о внешнем контроле качества — кем проводился и какие меры дисциплинарного взыскания применялись. Однако по компаниям, сменившим СРО в 2016 году, вместо информации о нарушениях и предписаниях теперь используется формулировка «нет данных». Например, такая запись фигурирует в отношении АО «Бейкер Тилли Рус», хотя в 2014 году в ее адрес выносило предписание Федеральное казначейство. «Нет данных» и по компании «Делойт», в адрес которой Федеральным казначейством было вынесено предписание в октябре 2016 года. Для сравнения: по компании ФБК, много лет состоящей в СРО «Содружество», вся информация о вынесенных предписаниях присутствует.

Таким образом, сменившие СРО в 2016 году аудиторы получили преимущество на тендерах, так как теперь их репутация стала безупречной. «Наличие предписаний в адрес аудитора является одним из факторов, на которые обращает внимание заказчик при выборе аудитора»,— отмечает предправления СДМ-банка Максим Солнцев. Для крупных аудиторский компаний подобная информация решающей роли не играет, важнее их опыт и портфолио. Но для небольших игроков исчезновение информации может стать неожиданным преимуществом (или недостатком, когда «чистой» становится репутация конкурента). «Мы буквально на днях потеряли потенциального клиента именно из-за того, что репутация нашего конкурента в тендере оказалась неожиданно безупречной (что не соответствует действительности), тогда как по нам числилось предписание трехгодичной давности»,— рассказал руководитель одной небольшой аудиторской компании.

В Минфине отказались пояснить, почему с сайта вдруг исчезла информация о ранее вынесенных предписаниях. В ведомстве ограничились заявлением, что все необходимые сведения есть у самого Минфина: «В контрольном экземпляре реестра, ведение которого осуществляет Минфин России, содержатся все сведения об аудиторской организации». Впрочем, потенциальный клиент доступа к контрольному реестру не имеет. Сведения обо всех вынесенных им предписаниях в отношении тех или иных игроков также есть на сайте казначейства. «Но чтобы найти на сайте казначейства эту информацию, необходимо четко знать, что и где искать, а это не так просто,— отмечает председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Леонид Блинков.— И если заказчики аудиторских услуг привыкли «пробивать» потенциальных проверяющих через сайт Минфина, то дополнительными розысками они заниматься просто не будут».

Позиция Минфина вызывает большую озабоченность у аудиторов. «Налицо явная недоработка со стороны регулятора, исчезновение ряда информации с сайта недопустимо»,— отмечает руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ Кирилл Алтухов. «Крайне несправедливо с точки зрения Минфина удалять информацию о ранее вынесенных предписаниях по одним компаниям и оставлять по другим,— соглашается глава бывшей СРО ИПАР Дарья Долотенкова.— Если нет возможности оперативно изменить информацию по всем перешедшим, то необходимо удалять по всем».

Вероника ГОРЯЧЕВА