Коммерсант: ГТЛК загрузит заводы Александра Несиса

Компания покупает у ОВК 4,5 тыс. вагонов.

Как выяснил «Ъ», на железнодорожном рынке заключается крупная лизинговая сделка: Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) покупает у Объединенной вагонной компании (ОВК) Александра Несиса почти 4,5 тыс. инновационных полувагонов. Парк передается в лизинг на 15 лет «Восток1520» Сергея Генералова за 31,3 млрд руб. без НДС. Условия сделки стандартные, говорят эксперты, но участники рынка замечают, что государство в лице ГТЛК берет на себя риски частных инвесторов, не застрахованных от изменения конъюнктуры рынка.

ГТЛК заключила крупную сделку с ОВК Александра Несиса по закупке инновационных полувагонов, рассказал «Ъ» источник на рынке и подтвердили в ГТЛК и ОВК. По данным собеседника «Ъ», речь идет о закупке 4248 полувагонов с разгрузочными люками и 213 глуходонных полувагонов, цена — 2,85 млн руб. без НДС за штуку. Парк за 31,3 млрд руб. сдается в лизинг до 2031 года компании «Восток1520», входящей в Первую тяжеловесную компанию Сергея Генералова (там сделку не комментируют). В ГТЛК «Ъ» сообщили, что закупают вагоны производства 2016-2017 годов, общий объем инвестиций — около 15 млрд руб., средства будут привлечены с рынка. В ОВК заявили, что привлеченные средства инвестируют в производство.

Источник «Ъ» в одном из профильных ведомств говорит, что сейчас преимуществом вагонов ОВК являются существенные скидки к тарифу на порожний пробег для ее вагонов. В среднем стоимость порожнего пробега для инновагонов Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ), входящего в ОВК, на 23% ниже, чем для типовых, для вагонов Уралвагонзавода (УВЗ) — на 13%. Но ФАС уже говорила, что хочет ее отменить, и «даже если она останется, УВЗ добьется того, чтобы скидка была равной для всех», отмечает собеседник «Ъ». Без учета скидки, говорит он, вагоны ОВК при прочих равных избегают покупать из-за высокой цены — такой же вагон УВЗ стоит 2,4 млн руб.

По словам источника «Ъ», сейчас ставка предоставления полувагонов достаточно высока. Союз операторов железнодорожного транспорта 16 января сообщал Минпромторгу (копия есть у «Ъ»), что ставка на универсальный типовой полувагон ценой 1,85 млн руб.— 968-1470 руб. в сутки, на инновационный стоимостью 2,5 млн руб.— 1216-1520 руб. «По всем прогнозам, через два года на рынке снова будет профицит полувагонов, и ставки могут упасть,— замечает собеседник «Ъ».— То есть ГТЛК принимает на себя риск, выкупая вагоны по высокой цене и сдавая их в лизинг при хорошей конъюнктуре, но если рынок упадет, то либо вагоны вернутся к ГТЛК, которой придется списать убыток, либо будут пересмотрены условия лизинга с ущербом для компании». В итоге деньги от госкомпании получает частный инвестор Александр Несис, добавляет он, а Сергей Генералов получает возможность заработать на волатильном рынке, ничем особенно не рискуя.

Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров с таким подходом не согласен, считая, что риски сделки с точки зрения отмены тарифной скидки невысоки: даже если ее отменят, доходность инновагонов по сравнению с обычными ежегодно растет за счет увеличенной грузоподъемности и индексации тарифа. От профицита инновагоны застрахованы лучше обычных, так как работают с высокой доходностью — на закольцованных маршрутах по долгосрочным контрактам. При сроке в 15 лет лизингополучатель сможет и при плохой конъюнктуре выплачивать лизинговые платежи на уровне 1,2 тыс. руб. без НДС в сутки, а также финансировать ремонты, уверен эксперт.

По мнению господина Бурмистрова, сделка носит рыночный характер. Цена соответствует той, по которой ТВСЗ обычно продает вагоны: сумма договора — это 2,4 заводской цены, это стандартные условия для лизинга на 15 лет, говорит он. Сделка загрузит ТВСЗ примерно на 2,5 месяца, считает господин Бурмистров. Он отмечает, что в 2016 году состав игроков лизингового рынка изменился: «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» воздерживались от сделок, в сегменте финлизинга сделки заключали «ВЭБ-лизинг», ГТЛК, «Газпромбанк Лизинг», в оперлизинге — «Трансфин-М». Крупнейшей сделкой стало приобретение «Бизнес Альянсом» 4,5 тыс. вагонов для «ВМ-Транса», Всего за счет лизинга куплено чуть более 12 тыс. вагонов из 41 тыс. штук, реализованной в странах с колеей 1520 мм.

Наталья СКОРЛЫГИНА